воскресенье, 12 сентября 2010 г.

"Обычнология"

Сегодня придумал новую науку ( :) ).
Я бы назвал её "обычнология" - наука о том, как оберегать людей от нарушения обычного порядка вещей.

Имеется в виду, конечно, оберегать людей от нарушения такого порядка без крайней нужды или их собственного желания.

Возможно, такая наука давно существует. В таком случае, её влияние на нашу жизнь пока, к сожалению, минимально.
Приведу пока один (на мой взгляд, достаточно показательный) пример из повседневной жизни, когда "обычнологическая" экспертиза очень не повредила бы.

Задумывался ли кто-либо из вас, почему в правилах дорожного движения (ПДД) необходимо специальное правило, определяющее поведение водителей на круговой развязке (на круге): "находящийся на круге имеет преимущество, выезжающий на круг обязан его пропустить"?
Очевидно, что любое лишнее правило в документе такого массового применения, как ПДД, крайне нежелательно. Это дополнительное обучение, дополнительные ошибки, дополнительные нервы, дополнительные человеческие жертвы, наконец.Тем не менее оно там появилось.

Я утверждаю, что указанное специальное правило (и, кстати, специальный знак, обозначающий кольцевую развязку(!) ) появилось только потому, что движение на круге предписано "против часовой стрелки".
Сделано это, как я понимаю, из-за "обычнологической" безграмотности авторов ПДД.

Ведь в результате, когда вы въезжаете на круг, уже находящиеся на круге оказываются помехой слева, которую в обычных условиях обычного нерегулируемого перекрёстка как раз пропускать "не следует!" - обычно именно они должны вас пропускать как помеху справа.

Существующие ПДД не смогли бы пройти квалифицированную "обычнологическую" экспертизу. Если всерьёз думать о простоте правил и, как огня, бояться нарушения уже существующего порядка без крайней нужды, то очевидно, что движение на круге должно быть "по часовой стрелке"!

Это, кстати, можно указать обычным знаком "одностороннее движения", направленным влево.
Ничего специального делать вообще не надо(!) – остальное регулирует обычный, давно принятый и, следовательно, ожидаемый водителями по умолчанию, стандарт – уступи дорогу тому, кто справа.

Конечно, когда плохие правила уже приняты, совершенно неясно, как ввести лучшие с минимальными потерями, и стоит ли это делать вообще. А вот "обычнологическая" экспертиза нововведений очень не повредила бы.

В этой связи с удовольствием отдаю должное одному из самых глубоко мыслящих программистов, Эдгару Дейкстре, за его правила для умолчаний (т.е. действий "обычных", без специальных указаний программиста) в языках программирования. К большому сожалению, ими мало кто руководствуется на практике - проще проявлять "обычнологическую" безграмотность, чем глубоко думать.

2 комментария:

  1. Когда я получал права в России, находящиеся на круге ещё имели преимущество, если нет других знаков. Как раз тогда начинали ставить знаки "Уступи дорогу", чтобы это изменить - начались заторы на кругах.

    ОтветитьУдалить
  2. Именно для того, чтобы не забивать круг (избегать заторов на нём) правила должны предусматривать преимущество для тех, кто уже на круге. Именно для этого в существующих ПДД принято необычное правило-исключение, вынуждающее уступать тем, кто слева. И в точности того же можно достичь без введения дополнительных правил-исключений и дополнительных знаков, если на круге двигаться влево, "по часовой стрелке" а не против, как теперь предписано в ПДД.

    ОтветитьУдалить